Слово «йога» вызывает разные образы в обыденном представлении людей. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом (вымазанном в золе), бредущими от селения к селению с чашей в руке для милостыни, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Карикатуры изображают йогина, сидящего на ложе из гвоздей, выполняющего трюк «индийский канат» или шагающего по воде. На других картинах он — колдун, пьющий уксус или глотающий куски стекла. Давайте же теперь посмотрим, что такое йога на самом деле.

Определение йоги

Слово имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», что означает «слиться», «присоединиться» или «объединиться». Йога — это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой обостряют способность к различению (viveka khyaty) и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь функциями интеллекта. Изучение йоги дает возможность достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.

Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью (колебаниями) ума. Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это — искусство познания самого себя и познания абсолютной (вечной) истины. Йога — это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это — опыт самостоятельного обретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоретической аргументации.

Йога — это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием.

Вот как Кришна наставлял Арджуну:

Только знание йоги дает возможность просвещенному, чей ум невозмутим, отличать добро от зла и умело управлять течением своей жизни.
(БГ II.50)

Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии; быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным; действовать правильно и стать свободным от этой жизни.

Искусство ли йога?

Жить — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога — искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание; йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни; воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворенность судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного; прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Йога — целенаправленное действие для достижения полного освобождения.

Йога как наука

Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и психическое здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.

Йога как философия

Человек — существо во власти эмоций. Ум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, неудачи и успеха. Садхака, воспитывая в себе равнодушие к конфликтующим эмоциям, свободен от подобного дуализма. Йога — это философия, которая учит достижению внутреннего равновесия и сохранению самообладания как по отношению к радостям, так и по отношению к переменам судьбы. Это — философия, которая, отвращает йогина от материального мира, направляя к духовному, к поиску истины — к исследованию природы бытия.

Определение Патанджали

Великий мудрец Патанджали определил йогу как yogascittavrtti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующаяся поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации), для того, чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены.

Что такое читта?

Обозначающий сознание термин «читта» применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание — это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат (tug-or-war), когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии — саттва, раджас или тамас.

Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность.

Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным.

Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.

Пять проявлений сознания

Читта, или вещество сознания, состоит, как выше было сказано, из трех основных свойств, присущих саттве, раджасу и тамасу. Состояние психики и ее изменения зависят от того, какие гуны преобладают в данном случае. Имеется пять следующих видоизменений состояния:

— прамана (очевидность) проверяется восприятием пятью чувствами и сознанием; к прамане ведут три пути: пратьякша (или непосредственное восприятие), анумана (или умозаключение) и агама (или откровения священных писаний);

— випарьяя — неправильное видение или ошибочное знание, например когда в темноте змею принимают за веревку;

— викалпа — это результат игры воображения или иллюзорное представление, внушенное словесными формулировками, не имеющее реальной основы; например, бесплодная женщина, воображающая, что у нее ребенок;

— нидра — состояние сна;

— смрити — память.

Эти пять состояний (вритты) сознания отражают наш контакт с материальным миром и делают нас экстравертами. Другими словами, здесь преобладают свойства раджас- и тамас-гун. Когда преобладает саттва, сознание обращено внутрь; тогда в человеке изобилуют доброта и чистота.

Йога учит нас сдерживать все пять вритт и вести духовную жизнь.

Контроль над колебаниями сознания

Патанджали предлагает двойной способ контроля над колебаниями сознания:

abhyasa-vairagyabhyam tannirodhah

Это (I) изучение, или практика и (II) отсутствие мирских желаний.

(I) abhyasa (абхьяса) — занятия, или практика
Поэт Вьяса сказал:

Знание недоступно тем, кто предается удовольствиям, и в удовольствиях отказано тем, кто учится.

В йоге нельзя ничего добиться без суровой практики. Без нее не достичь чистоты тела и ума, невозможно держать под контролем колебания сознания. Плоды материального мира не добыть без постоянных усилий; для самопознания требуется в тысячу раз больше усилий. Дисциплинированная практика имеет моральную, физическую, умственную и духовную стороны.

У Патанджали сказано:

Эта дисциплинированная практика должна быть длительной, непрерывной и сопровождаться преданностью и уважением; только так можно подготовить основу, или почву.
(ПЙС I,14)

(II) vairagya (вайрагья) — отсутствие мирских желаний:

Совершенство достигается не ношением желтой одежды и не в беседах;

но оно несомненно достигается действием и постоянной практикой.
(ХЙП I,66)

Ключ к успеху — в усердии. Вайрагья, или отсутствие мирских желаний, может быть достигнута контролем за чувствами, выполнением обязанностей без мыслей о вознаграждении и проявлением доброты и чистоты в поступках. Постоянная практика и отсутствие мирских стремлений находятся во взаимной зависимости — они подобны крыльям орла. Но успешный полет получается только при правильной координации движений крыльев.

Аштанга йога — восемь ступеней йоги

Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации:

Патанджали следующим образом определил восемь ступеней:

яма — поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;
нияма — отношение к самому себе, или личная дисциплина;
асана — практика поз для физической дисциплины;
пранаяма — контроль за дыханием, или дисциплина ума;
пратьяхара — воздержание, или дисциплина чувств;
дхарана — сосредоточение;
дхьяна — медитация;
самадхи — самореализация.

Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Подобно тому как солнечные лучи преломляются, образуя спектр, так и йога делится на восемь сплетающихся друг с другом компонентов.

Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту или агностику. И в самом деле, не один атеист или агностик стали верующими — двери йоги открыты для всех. Даже саньясины, отвернувшиеся от мира, могут извлечь пользу из йоги, так как здоровье и душевное равновесие необходимы всем. Каждому, кто стремится к физическому благополучию, душевному спокойствию и сосредоточенности, йога предоставляет то, чего он добивается, и приносит всем удовлетворение.

Великий Патанджали говорит: «Изучение восьми разделов йоги ведет к очищению тела, духа и разума; факел знания продолжает гореть, и проницательность пробуждается» (ПЙС II,28).

Шаданга йога — шесть сторон йоги

В Йога Сутре Патанджали йога описывается как система, состоящая из восьми частей. Однако в некоторых Упанишадах йога представлена как состоящая из шести частей. В Амританада Упанишаде встречается следующая строфа:

Дисциплина чувств, медитация, контроль за дыханием, сосредоточенность, логика и самореализация — вот шесть ветвей йоги.
(6.Й.Уп.)

В Йогачудамани Упанишаде шесть частей йоги перечисляются следующим образом:

Асаны, контроль за дыханием, дисциплина чувств, сосредоточенность, медитация, самореализация — вот шесть частей йоги.
(2.Й.Уп.)

Однако эти тексты также подчеркивают, что для достижения самадхи, стадии яма и нияма (социальная и личная дисциплина) считаются необходимыми предпосылками, а также асаны, такие, как падмасана и свастикасана. Поэтому, хотя речь идет о шестичленной йоге или шаданга, обе дополнительные стадии подразумеваются как часть предмета, и между аштанга и шаданга нет значительной разницы.

В чем же заключено главное различие между обеими системами?

Шаданга предназначена для небольших групп — в специальных школах и монастырях, — обязанных придерживаться установленных правил и поэтому не нуждающихся в особых предписаниях относительно ямы и ниямы. Патанджали вместе с тем излагает целую философскую систему для каждого в отдельности и не ограничивается какой-либо группой. Поэтому он приводит тщательно разработанные инструкции: какую следует вести жизнь и как достичь физического и душевного равновесия посредством определенных правил поведения в целях приобретения духовного блаженства.

Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Ищущему (the seeker) следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит читателю лучше понять, в чем состоит тройной поиск:

Схема тройного поиска

Прежде чем перейти к рассказу о всех восьми аспектах йоги, рассмотрим суть тройного поиска.

1. Бахиранга садхана — стремлений к внешней чистоте

Тело — это храм души. Подобно тому как чистота храма вызывает чистые мысли, чистое тело ведет к чистому сознанию и является подходящим жилищем для эго (Я).

В Йогашика Упанишаде значение чистоты тела обосновано следующим образом:

Тело — храм, а душа в нем подобна Шиве. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, считая его обиталищем Бога.
(Й.Уп. I,168)

Тело дано нам Богом в качестве капитала, чтобы использовать его для самореализации. Подобно тому как расчетливый делец использует свой капитал, чтобы получить прибыль, точно так же тело следует постоянно и упорно тренировать посредством ямы, ниямы, асан и пранаямы. Необходимо следить за поддержанием абсолютного здоровья и стабильности организма. Первый шаг к самореализации заключается в содержании тела в чистоте и свободным от болезни (не подверженным заболеваниям). В этом и заключается бахиранга садхана — стремление к внешней чистоте.

2. Антаранга садхана — стремление к внутренней чистоте

После достижения внешней чистоты следующим шагом будет достижение чистоты сознания. Чтобы этого достичь, надо разобраться, как работает сознание. Для получения сведений из внешнего мира сознание пользуется пятью органами чувств — носом, языком, глазами, ушами и кожей. Ум занят желаниями, а чувства следуют за умом, чтобы удовлетворить желания. Таким образом, ум одержим удовлетворением желаний. Процесс очищения оказывает большую помощь в контроле над умом и чувствами.

У сознания имеется шесть явных врагов; вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордость и ревность.

Чтобы победить этих врагов, стоящих на пути к самореализации, пранаяма (контроль над дыханием) и пратьяхара (дисциплина чувств) весьма существенны.

В Хатха Йоге Прадипика о значении дыхания сказано так:

Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания. Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности сознания. Оба идут рука об руку.
Поэтому развивайте стабильное, спокойное дыхание; тем самым контролируется сознание и удлиняется жизнь йогина.
(ХЙП II,2)

И далее:

Ум — властелин чувств, властелин ума — дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и сосредоточенность зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.
(ХЙП IV,29)

Итак, внутренняя чистота достигается посредством контроля над чувствами и сознанием, в результате чего развивается способность к самоконтролю. После этого ученик созрел для следующей ступени.

3. Антаратма садхана — поиск души

На этой стадии сознание достигает равновесия и сосредоточенности и тем самым обращено в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся по ту сторону чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.

В Катха Упанишаде по этому поводу сказано:

В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим — ум, а вожжами — сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства).
(К.Уп. III,3)

Теперь рассмотрим каждую из восьми граней йоги.

Яма — социальная дисциплина

Яма означает ограничение, или воздержание. Это соответствует предписаниям йоги, имеющим параллели в библейских заповедях, в которых сформулирован запрет в повелительной форме: «Не делай…»

Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству — вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т.е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению.

В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.

Йога Упанишада определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота. Этих правил десять.

Хатха Йога Прадипика принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги.

1. Ахимса — ненасилие

Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.

Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.

2. Сатья — правдивость

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате.

Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.

В Йога Шастре сказано: «Когда сознание и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это — настоящее знание».

Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.

Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

3. Астея — запрет на кражу и стяжательство

Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность.

Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

4. Брахмачария — умеренность в сексе

Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в Рагхувамше идеального царя — Раг I,7

Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына. Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения между супругами должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.

Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.

Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и витальная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность витальной энергии придает силу и стабильность телу.
(ХЙП IV,28)

5. Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков

Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.

Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.

6. Кшама — всепрощение

Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

7. Дхрити — стабильность интеллекта

Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий».

8. Дая — сострадание

Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина.

9. Арджава — прямота

Быть простым, прямым и справедливым — это арджава.

10. Митахара — умеренность в пище

Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для того, чтобы поддержать организм, а не ради вкусовых ощущений, — это умеренность.

11. Сауча — чистота

Сауча — это внешнее и внутреннее очищение тела.

Нияма — индивидуальная дисциплина

Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.

Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять правил, данных нам Патанджали (ПЙС II,32)

Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это — вера, милосердие, скромность, здоровая психика, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.

1. Сауча
Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний — все это составляет личную гигиену. Потреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты сознания.

2. Сантоша — удовлетворенность
Удовлетворенность — состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

3. Тапас — строгость к себе
Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях.

Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению.

4. Свадхьяя — самопознание
Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.

5. Ишварапранидхана — преданность или покорность Богу
Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний, садхака достигает единения с Богом.

В добавление к сказанному выше Хатха Йога Прадипика и Йога Упанишада приводят следующие ниямы.

6. Астикья — вера
Вера в существование Бога и в догматы Вед, Шастр и Пуран — это астикья. Вера объективна, а преданность — субъективна. В преданности заключена сила, поэтому вера должна поддерживаться преданностью.

7. Данам — милосердие
Приобретать богатство лишь дозволенными средствами и раздавать его с состраданием заслуживающим — это истинное милосердие.

8. Сиддханта вакья шраванам — придерживаться установленных доктрин
Придерживаться доктрин, устанавливающих существование Бога как реальное, абсолютное и безграничное, — одна из обязанностей йогина.

9. Хри — скромность
Совершать предписанные Священным писанием дела, при этом воспитывая в себе смирение и сохраняя чувство скромности при их выполнении, — это хри.

10. Мати — интеллектуальная убежденность, преданность
Последовательная вера в знание, почерпнутое из Вед и всего Священного писания, и отбрасывание противоречащих им доктрин — это мати.

11. Джапа — повторение мантр
Джапа — это непрерывное устное или мысленное чтение мантр. Мантры произносятся с целью сосредоточения внимания на одной-единственной мысли. Это приводит к целеустремленности — экаграта.

12. Врата — соблюдение религиозных обрядов
Исполнение актов религиозного искупления является проявлением физической и умственной дисциплины путем соблюдения враты.

Изложенные выше правила поведения применимы ко всем, следующим или не следующим по пути йоги. Они предписываются всеми религиями. Указанный ниже путь мы находим только в йоге.

Асаны — позы

Асаны — отличительная черта йоги. Они переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Они — начало и основа йога Видьи.

Бытует мнение, будто Йога Сутра Патанджали не занимается физическим аспектом йоги, и речь там идет исключительно о духовной садхане, а упоминание об асанах является лишь случайным совпадением. Считается также, что Хатха Йога Прадипика касается только физической стороны, духовное же упоминается в ней как бы мимоходом. Обе эти точки зрения представляют собой ошибочное толкование философии йоги.

Первый раздел Хатха Йоги Прадипика описывает яму и нияму такими, какими они приводятся в разных писаниях о йоге, не входя в детали, так как их универсальная применимость общепризнана. Поэтому трактат начинается с третьей стадии, с асан, которые приводятся во всех деталях; постепенно описывая все ступени, которые ведут от привязанности к освобождению, он готовит ученика к стадии самадхи.

Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana — «воображение»), что Бог — внутри нас. Асана должна быть устойчивой (стхира), с тем чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Асана джая, или овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию сукхаты, или блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится нам подвластным, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души.

Великий Патанджали говорит об асанах следующее:

Поза придает устойчивость телу и уравновешивает ум.
(ПЙС II,24)

В Хатха Йоге Прадипика, где речь идет об асанах, утверждается;

Практика асан придает устойчивость телу,
освобождает от болезни
и придает легкость всему существу.
(ХЙП I,17)

Комментируя эту шлоку, Брахмананда утверждает, что практика асан укрепляет тело, устраняет раджас, или колебания разума, придавая сознанию устойчивость, подтверждая тем самым сказанное Патанджали о стхирате и сукхате. Стхирата означает твердость, в то время как сукхата характеризует состояние духа, а не тела. Мы не говорим, что тело счастливо, а говорим, что ум удовлетворен. Таким образом, сукхата означает не комфорт, как это иногда толкуется, а умиротворенность души. Поэтому обе эти шлоки означают одно и то же.

Можно сказать, что Хатха Йога Прадипика разрабатывает асаны и постепенно ведет к самадхи, тогда как Йога Сутра Патанджали точно и подробно описывает асаны в контексте о самадхи. Обе утверждают, что начинать следует с физического и постепенно переходить к духовному.

Тело и дух взаимосвязаны и взаимозависимы. Любое нарушение в теле вызывает нарушение духа, и наоборот. В йоге тело и дух воспитываются посредством неуклонного процесса практики асан, чтобы предотвратить любое нарушение в их функционировании. Такая практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и иммунитет от болезней. Секрет победы над телом заключен в овладении позами йоги.

Посредством этого существенного шага садхака движется к духовности и самореализации.

Пранаяма — контроль над дыханием

Пранаяма — это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы. Тело и дух становятся толерантными. Польза пранаямы описывается следующим образом:

Управление дыханием, выполняемое должным образом, искореняет все болезни.
(ХЙП II,16)

При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость, а цвет лица становится лучезарным. Патанджали так описывает эффект пранаямы:

Практика контроля над дыханием ведет к очищению сознания. Пранаяма растворяет оболочку, скрывающую внутренний свет. Подобное состояние сознания способствует сосредоточению.
(ПЙС II,52,53)

Прана — это воздух, дыхание, сама жизненная сила, аяма означает увеличение его длины, глубины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха, как и паузы между ними, является контролем над дыханием.

После овладения мастерством йоговских поз пранаяма — следующий шаг. Она представляет собой способ сделать дыхание более глубоким и тонким и до предела систематически контролируемым.

Контроль за дыханием включает три важные функции: выдох, вдох и задержка.

Речака (recaka) — выдох. Прана-вайю, или жизненная сила, сконцентрирована в области пупка. Она поднимается вверх, проходит через сердце и легкие и ищет себе выход через ноздри. Это речака, или выдох.

Пурака — вдох. Чистый воздух, проникая снаружи через ноздри, проходит через легкие и сердце и направляется в область пупка, где сконцентрирована жизненная сила. Это пурака, или вдох.

Кумбхака — задержка. Кумбха означает «сосуд». Подобно сосуду, который можно наполнять или опустошать, задержка также бывает двух видов — антара кумбхака, или задержка после вдоха, и бахья кумбхака, или задержка после выдоха. Антара кумбхака — это пауза после вдоха, при котором легкие наполнены до предела. Бахья кумбхака — это пауза после полного выдоха, т.е. после полного отсутствия воздуха в легких.

Кевала-кумбхака. Имеется и другая ступень задержки, более продвинутая, чем две предыдущие, когда процесс дыхания совершается непроизвольно и цикл вдох-выдох сознанием не воспринимается. Этот процесс протекает за пределами вдоха, выдоха, времени и пространства. Это кевала-кумбхака. Это состояние испытывают только в дхьяне.

Практика пранаямы приносит упражняющемуся двойную пользу, заключающуюся в джапа садхане и бхакти садхане. Джапа садхана — это практика повторения мантры или священного слога «Хамсах». «Хам» здесь заменяет «ахам», или «я»; «сах» означает «он». Вместе это означает «я семь он». Индивидуальная душа постоянно повторяет эту мантру в виде исходящего дыхания жизни, звучащего как «хам», и входящего дыхания в виде звука «сах». Эта молитва бессознательно повторяется в течение всей жизни. Ее называют «Аджапахамса видья», или знание неосознанной молитвы.

В бхакти садхана упражняющийся вместе с вдохом впитывает космическую энергию, соединяет космическую энергию с индивидуальным эго посредством задержки после вдоха, а посредством выдоха подчиняет свое эго и сливается с универсальным духом.

Пратьяхара — дисциплина чувств

В процессе мировосприятия (мироощущения) наши пять органов чувств приходят в соприкосновение с внешним миром. Эту экстравертированность органов чувств, вызванную их обращенностью к мирским объектам, следует ограничить и направить внутрь, к истоку всего сущего. Процесс удерживания чувств в себе или их ограничение называется пратьяхарой.

Процесс приобретения самопознания выглядит следующим образом: предмет, орган чувства, дух и душа — все вместе соединяются и образуют познание. Любое нарушение этого соединения подобно разрыву в цепи. Если одно звено сломано, происходит разрыв. Общеизвестно, что, если ум занят чем-то посторонним, происходящее перед нашими глазами не производит на нас впечатления; мы называем это рассеянностью или задумчивостью. Однако это состояние неравноценно пратьяхаре. В состоянии задумчивости ум занят какой-то мыслью, и органы чувств оторваны от внешних объектов, в то время как в пратьяхаре сознание преднамеренно отворачивается от органов чувств, так что они теряют контакт с внешними объектами. Этот контроль над сознанием, предохраняющий его от рассеяния по объектам внешнего мира, называется пратьяхарой. Когда рассеянный дух (читта) полностью контролируется, органы чувств также находятся под контролем. Владение органами чувств и обращение их внутрь и есть пратьяхара.

Дхарана — сосредоточенность

Патанджали определил сосредоточенность как фокусирование (обращение) всех чувств на индивидуальной душе. Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.

Под действием пяти тонких элементов (панча танматра) — обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха — дух постоянно блуждает в разных направлениях. Восприятие этих тонких элементов осуществляется органами чувств: носом, языком, глазами, кожей и ушами. Садхака должен научиться удерживать дух от блуждания и направить его внутрь, на собственную самость. Состояние, при котором дух, интеллект и Я сосредоточены на самости, и есть дхарана. После того как садхака овладел этим умением, он готов к следующей ступени — дхьяне, или медитации.

Дхьяна — медитация

Когда садхака поддерживает и удерживает фокус внимания непрерывно во время концентрации, будучи при этом не связанным ни временем, ни пространством, то он переходит в состояние медитации, или дхьяны. В подобном состоянии глубокой сосредоточенности и стабильного протекания медитации тело, дыхание, сознание, интеллект и эго сливаются в единое состояние бытия. Медитация — это слияние индивидуальной души с универсальной.

Чем глубже река, тем спокойнее текут ее воды. Точно так же, чем глубже концентрация ума, тем спокойнее состояние медитирующего. В Шандилья Упанишаде описываются две разновидности медитации: сагуна и ниргуна. Сагуна означает «опора», ниргуна — отсутствие опоры. При медитации сагуна медитирующий сосредоточивается на личном божестве, обладающем определенными качествами и атрибутами, в то время как в ниргуне сосредоточение не имеет пределов и садхака не прибегает к опоре на какое-либо божество; здесь нет сосредоточения на мысли, а трансцендирующее сознание преодолевает представления о названиях, форме, цвете и качестве.

Самадхи — самореализация

Восьмая, завершающая ступень йоги — самадхи. Подобно реке, которая, вливаясь в океан, теряет свою идентичность, индивидуальная душа сливается с Абсолютом. На этой стадии внешняя и внутренняя сущность садхаки погружена в медитацию. Медитирующий, акт медитации и ее объект теряют свои отличительные черты и сливаются в единое видение всей Вселенной. Медитирующий испытывает высшее блаженство, свободное от удовольствий, боли и страданий.

В самадхи собственная сущность приносится на костер Брахмана,
она возносится и превращается в Высшую Сущность,
становясь с ней одним целым.
(БГ IV,24)

Стрелок (садхака), вооруженный луком дхьяны (медитации) и стрелой читты (духа), выбрав целью собственную самость, внимательно посылает стрелу и без промаха достигает цели (осуществления). В этом состоянии дифференциация [вещей в мире] отсутствует.

В этом заключается наивысшее достижение Йогангонуштханы, или практики всех ступеней йоги, начиная с бахиранга садханы (внешнее стремление), продолжая антаранга садханой (внутреннее стремление) и кончая антаратма садханой (самое сокровенное внутреннее стремление).

Тропа Преданности (бхакти йога) и Тропа Действия (карма йога), подобно рекам Ганге и Ямуне, сходятся и текут вместе к Тропе Знания (джняна йога), к слиянию с невидимой рекой Сарасвати, где бхакти, карма и джняна становятся единые целым. Это конечное блаженство.

По материалам yogaji.ru